?

Log in

No account? Create an account

Булгарский марш - Дневник Николая Пегасова

Jun. 21st, 2015

08:55 pm - Булгарский марш

Previous Entry Share Next Entry



10-дневный отпуск позволил нам проехаться маршем по Среднему Поволжью, по территории, когда-то принадлежавшей кочевникам и многочисленным ханствам, соперникам Руси. Первые русские цари присоединили эти владения к своей державе. Нашей главной целью была столица Волжской Булгарии (Булгарского царства), она и дала название автопутешествию в 2600 километров по 13 городам.



В 6:00 утра 12 июня выезжаем по Горьковскому шоссе, пропускаем Нижний Новгород (где давно побывали) и лишь через 11,5 часов добираемся до Арзамаса в Нижегородской области (530 км от Москвы). Средняя скорость 45 км/ч на федеральной трассе «Волга» — это за пределами допустимого. Почему чинуши, ответственные за дороги, всё ещё сидят в своих креслах?? Хоть и устали, но смотрим красивейший провинциальный Арзамас, которому не хватает туристической инфраструктуры:


Едем в Чебоксары, столицу Чувашии. Нынешние чуваши — тюркоязычные потомки волжских булгар, которым и принадлежали когда-то эти земли. Очень своеобразный и приятный город на Волге, с монументом «Мать-Чувашия», Музеем пива и умиротворяющими пейзажами:


Посещаем близлежащий Цивильск, где находится Тихвинский монастырь. Удивительный комплекс деревянных построек:


Оттуда едем в Татарстан в знаменитый «остров-град» Свияжск, стоящий на месте слияния Волги и Свияги. Город числится в предварительном списке ЮНЕСКО и наслаждается наплывом туристов. Ждём официального включения во Всемирное наследие:


Минуем Казань, где я бывал неоднократно, смотрим из окна на кремль и пересекаем Волгу. Держим путь на юг к главной цели путешествия — древнему Булгару (ныне — город Болгар в Татарстане). В прошлом году он был включён во Всемирное наследие, став 27-м объектом в России. Невероятно интересно:


Степь и Волга в Болгаре:


Въезжаем в Ульяновскую область, село Кременки, где размещаемся на базе отдыха «Славянское подворье» в бунгало над Волгой. Отдых посередине поездки:


Переезжаем Волгу ещё раз и возвращаемся на правый берег:


Теперь мы в Ульяновске. Он уныл: большевики вычистили историю из бывшего Симбирска, оставив лишь Володю Ульянова. Впечатление скрашивает только улочка со старыми домами, каждый из которых превращён в музей:


Пересекаем границу Самарской области — и вот мы в Сызрани. Она мила провинциальностью, но домам не хватает реставрации. Из центральной улицы Советской стоило бы сделать пешеходную зону, чтобы туристы не спеша любовались богатыми купеческими особняками в стиле модерн:


Сызрань стала самой дальней точкой нашего путешествия: от Сызрани до Москвы 900 км. Едем обратно по трассе «Урал», которая в ненамного лучшем состоянии, чем печально знакомая «Волга». Пенза — наша следующая остановка. Соборная площадь реконструируется, но пешеходная Московская улица производит самое благоприятное впечатление:


Въезжаем в Мордовию и ночуем в её столице Саранске. Он поражает масштабом нового строительства: целые кварталы в центре возведены совсем недавно, и продолжают появляться новые здания. Собор Святого адмирала Ушакова, у которого было имение в нынешней Мордовии (адмирала, оказывается, недавно канонизировали):


Дальний бросок, и начинается Рязанская область. Прибываем в маленький городок на Оке, Касимов. Когда-то он был столицей Касимовского ханства — последнего осколка Золотой Орды, государственность которого ликвидировали только в XVII веке. В городе идёт реконструкция исторических зданий (пока они в страшном состоянии), но стоило бы также озаботиться асфальтом, отелями и точками общепита:


Недалеко от Касимова по дороге в Москву находится Гусь-Железный, известный своей неоготической архитектурой середины XIX века, появившейся благодаря богатым промышленникам:


Вот уже и Московская область! Мы возвращаемся по Егорьевскому шоссе и — что логично — посещаем Егорьевск, оказавшийся вполне симпатичным подмосковным городком:


А оттуда уже и до нашей дачи — рукой подать. Пока нас не было, уродились клубника с земляникой:


И на десятый день мы дома, впечатлённые размерами родины. Порой на десятки километров мы не встречали ни одной деревни, а на Куйбышевском водохранилище мы не видели берегов искуственного моря. Самые ужасные дороги — в Рязанской области, немногим лучше в Ульяновской; самые приличные дороги — неожиданно в Татарстане. Самые дикие и невоспитанные водители — в Самарской и Ульяновской областях. Три заметки об этом путешествии по бесконечным степям Поволжья я ещё напишу.

Comments:

[User Picture]
From:skazohnik
Date:June 21st, 2015 07:30 pm (UTC)
(Link)
В пятницу в шесть утра это очень разумно. В субботу на Владимир выезжать в пять уже смерть. Даже объездную Владимира последнее время объезжаю. Через Владимир. Потому как бесконечный ремонт моста вгоняет в уныние.

Судя по схеме дорога прошла через Муром. Там ничего не зацепило?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:pegasoff
Date:June 21st, 2015 07:38 pm (UTC)
(Link)
Схема неверная, поворачивали с Горьковского после Дзержинска.
(Reply) (Parent) (Thread)