Николай Пегасов (pegasoff) wrote,
Николай Пегасов
pegasoff

Categories:

Как геймдизайнеры обманывают игрока

В заметке о 10 лучших сюжетных поворотах в видеоиграх я упомянул, что расскажу ещё о двух проектах отдельно. И тому есть причина.

Первый игровой проект — Star Wars: Knights of the Old Republic (Bioware, 2003) и его продолжение The Sith Lords (Obsidian, 2004). В просторечии их зовут KOTOR-1 и KOTOR-2.

[Внимание, раскрывается сюжет KOTOR-1!]Главный злодей KOTOR-1 — ситх Дарт Малак, поднявший руку на своего учителя, ещё более могущественного ситха Дарта Ревана. Этот Реван, самое ужасающее существо в мире, бесследно пропал, и теперь его разыскивает вся далёкая галактика — это основа сюжета.

Ты начинаешь игру с потери памяти — заезженный донельзя ход. По достижении 6-го уровня тебе удаётся установить связь с Силой, ты получаешь световой меч и боевые «заклинания». Ты сам решаешь, как развивать протагониста, в светлую или тёмную сторону Силы, но изначально твой главгерой нейтрален.

Ближе к концу сюжета ты выясняешь, что Дарт Реван — это ты. Вот это откровение, одно из лучших в истории видеоигр! Я бы тоже так считал, если не одно «но». Разработчики всю игру обманывают тебя, чтобы ты ни за что не догадался, что ты — самый страшный ситх галактики. Дело в том, что на экране со статистикой персонажа есть «силометр», который показывает игроку, к какой стороне Силы ближе наш герой. А начинаешь ты игру, когда «стрелка» на «силометре» стоит ровно в середине — ты нейтрален! Куда же делась тёмная Сила из главного ситха, а, разработчики?

«Главный герой, на самом деле — главный злодей.»


Так в KOTOR'ах выглядит «силометр» — дугообразная полоска слева о двух концах, с уклоном в светлую или, как в примере, тёмную сторону. Гунганом играть нельзя, это просто прикол:


Переходим к продолжению, игре KOTOR-2.

[Внимание, раскрывается сюжет KOTOR-2!]Ок, я играю в космическое фэнтези и, с большой натяжкой, смогу поверить сценаристу KOTOR-1, что Сила из меня полностью испарилась, поэтому я изначально нейтрален, а дальше сам определяю свою судьбу. Но в KOTOR-2 разработчики зашли ещё дальше, и тут им уже не удастся избавиться от обвинения во лжи и обмане игрока. Разработчикам второй части нужно было придумать ещё более шокирующий сюжетный выверт, чем в KOTOR-1. А это было очень сложно, поскольку вариант «Я твой отец!» эта вселенная уже использовала.

Игра опять начинается с амнезии, но тут ты хотя бы помнишь, что стал падшим джедаем — ушёл на войну без одобрения Совета джедаев и был лишён погон, наград и светового меча. И рядом с тобой с самого начала находится старушка по имени Крея, тоже джедай-изгой. У тебя с ней телепатическая связь; когда она ходит с тобой в партии, ты получаешь бонусы; она предоставляет твоему герою уникальную прокачку; она постоянно трепется о Силе, джедаях и ситхах, то есть даёт тебе более полезную информацию, чем все остальные доступные спутники, вместе взятые. Крею стоит водить с собой по причине как игровой (она лучший усилитель твоего персонажа), так и сюжетной (она рассказывает самую важную информацию). Фактически разработчики заставляют тебя всегда брать с собой Крею. На экране персонажа Креи есть «силометр», и она всегда абсолютно нейтральна. В разговорах она подтверждает нейтральность: она не любит ни джедаев, которые её выгнали, ни ситхов, которые её покалечили.

Старушка Крея, на самом деле — ситх по имени Дарт Трея и главный злодей игры. Стоп-стоп-стоп!!! Всю игру Крея вынашивала зловещий замысел и манипулировала тобой, добиваясь очень чёткой цели: уничтожить всех джедаев и всех ситхов, включая тебя, чтобы стать единственным носителем Силы. Отматывая события назад, ты понимаешь, что она была чистейшим образцом лицемерия, манипулирования, жестокости и «права сильного» — всего того, что мы привыкли называть злом. Крея — самое страшное и злобное существо галактики. А вы, господа разработчики, показываете нам её как нейтральную? Ради того, чтобы я до самого конца ни за что не догадался, кто в игре настоящий злодей, вы меня обманывали всю игру??

«Тот, кому тебя всю игру учили доверять — главный злодей.»


Другой проект со знаменитым сюжетным откровением, о котором я хотел поговорить — это Heavy Rain (Quantic Dream, 2010).

[Внимание, раскрывается сюжет Heavy Rain]В Heavy Rain ты поочерёдно играешь за одного из четырёх главных героев.

В неназванном американском мегаполисе несколько лет подряд маньяк похищает и убивает мальчиков 8-12 лет. После 8-го похищения и убийства в городской департамент полиции, который провалил расследование всех случаев, наконец присылают агента ФБР (1-й главгерой). Поскольку полиция недееспособна, родители пропавших детей для поиска убийцы в складчину наняли опытного частного сыщика, отставного копа (2-й главгерой). Журналистка, надеющаяся написать серию статей на пулицеровскую премию, ведёт собственное расследование (3-й главгерой). И тут происходит ещё одно похищение! Отец мальчика, архитектор с крайне неудавшейся жизнью, сам бросается искать сына (4-й главгерой).

В игре есть интересная механика. Ты можешь в любой момент вызвать и прочесть мысли того главного героя, за которого играешь. Это и погружает в атмосферу игры, и больше привязывает тебя к герою, и иногда полезно по сюжету — можно узнать, что делать дальше.

Кто маньяк, становится известно ближе к финалу. Маньяк — частный сыщик, один из четырёх главных героев, за которых ты играл. Фактически разработчики говорят тебе: «Маньяк — это ты». Ничего себе, вот это ход! «Как же классно вы всё придумали», — думаешь ты и начинаешь прокручивать в голове события игры от конца к началу, пытаясь понять, как сценаристам удалось тебя удивить. Никто не нанимал его как сыщика, он говорил об этом родителям пропавших детей сам: мол, остальные родители скинулись и наняли. А ему нужно было лишь уничтожить улики, находившиеся у родителей жертв. Логично! А дальше? А дальше карточный домик сюжета разваливается...

Во-первых, я много раз читал мысли «сыщика», и он часто твердил, что «нужно найти убийцу», «нужно найти ребёнка, пока жив» и т. д. И, конечно же, он никогда не держал в голове ни одной мысли, которая его бы разоблачила. Меня обманывали всю игру. (Механику мыслей можно было просто убрать из игры, и всё было бы логично — но разработчикам было жаль выкидывать такую «фишку».)

Во-вторых, в одном из эпизодов я в роли «сыщика» и помощница (мать ранее убитого ребёнка) едем в старую ремонтную мастерскую, чтобы выяснить, на какой пишущей машинке было напечатано письмо от маньяка. Мастер уходит искать списки починенных машинок, а я брожу по мастерской и рассматриваю всякие старые вещи на витрине и столах. Моё внимание привлекает музыкальная шкатулка: включается маленький видеоролик, в котором помощница берёт шкатулку и вертит в руках. Я замечаю, что мастера долго нет, иду в заднюю комнату — а он мёртв, убит тяжёлым ударом, и окно нараспашку. Я вышел на верный след, но маньяк не позволил найти улику!..

Но по версии сценаристов, которая представлена в конце игры флэшбеками, это я в роли «сыщика» убил мастера. Пока помощница вертела шкатулку, я успел сходить в другую комнату, бесшумно убить человека и вернуться назад. То есть разработчики показывают, что привычная механика «я — главный герой» не работает: единожды за всю игру в этом месте. Эпизод вообще не нужен, «сыщик» мог убить кого-то и в другое время, когда ты играешь другим главгероем. Но разработчики решили гарантировать себе, что до конца игры ты ни за что не догадаешься, кто маньяк, и потому обманули тебя, отобрав прямое управление и не сообщив об этом.

«Главный злодей, на самом деле — ты.»


В геймдизайне нет непреложных законов, и многие гениальные игры строятся на том, что ломают казавшийся незыблемым закон. В KOTOR разработчики обманывают игрока в течение всей игры. В Heavy Rain дополнительно обманывают в ненужном эпизоде. Всё лишь для того, чтобы игрок не догадался о грядущем «откровении» ранее намеченного срока. Подобный обман игрока я считаю очень низким сценарным ходом.
Tags: геймдизайн, игры
Subscribe

  • Цифровой антиквар

    Ещё пример, что самым интересным чтением потихоньку становятся не книги, а онлайн-ресурсы. Вот уже больше 20 лет американский журналист Джимми Мэер…

  • Засмотрено

    Позови меня в даль светлую Лаврова / Любшина, ссср 1977 - от Витьки ушёл отец, а новый хахаль матери, бухгалтер, ему не нравится Разгром Юденича…

  • Настольно-цифровые гибриды

    Всё больше появляется настольных игр, в которые невозможно играть без цифрового приложения на мобильном устройстве. В Mansions of Madness 2…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments