Николай Пегасов (pegasoff) wrote,
Николай Пегасов
pegasoff

Category:

Русская фантастика и мировой кризис

В нынешнем году на книжном рынке произойдут перемены, в том числе на рынке фантастики. Финансовый кризис уже затрагивает продавцов книг, издателей и, конечно, покупателей.

Прежде, чем предсказать, что будет, стоит вспомнить, к чему пришел рынок фантастики в 2008 году. Острая конкуренция между двумя крупнейшими (АСТ, «Эксмо») и прочими издателями фантастики («Азбука», «ОЛМА», «Лениздат», «Альфа-книга», «Крылов», более мелкие издательства) привела к перенасыщению рынка и снижению рентабельности проектов. Издательства устроили гонку наименований, стремясь предложить продавцам как можно больший ассортимент фантастических книг.

У гонки наименований есть два опасных последствия. Во-первых, снижение качества текстов. К 2008 году стали публиковаться на бумаге такие ужасные вещи, которые 5 лет назад постеснялись бы выложить на Самиздате. Во-вторых, снижение стартовых тиражей, на которое издатели вынужденно шли, гонясь за количеством названий. Если 5 лет назад обычный тираж неизвестного автора составлял 5000 экз., а то и 7000 (в зависимости от популярности серии, куда поставили автора), то в 2008 году никого не пугал тираж в 3000 экз., а порой и 2500! (divov в комментариях к предыдущей заметке справедливо заметил, что так издательства палят из пушки по воробьям, надеясь, что какой-нибудь автор сам собой «выстрелит».)

Кстати, с переводной фантастикой ситуация ровно та же. Издательства скупали права на всё подряд, даже если были уверены, что в России этот автор никогда востребован не будет. «Пусть сработаем в убыток - зато подставим ногу конкурентам, которые могли бы сделать на этом деньги», - примерно так рассуждали в издательствах. На полки магазинов отправлялись лауреаты «Хьюго» и «Небьюл» в отвратительных переводах (если проект заведомо убыточен, сэкономим хотя бы на переводе!) и с мизерными тиражами.

Каков закономерный итог? Книжки с 5-тысячными тиражами и раньше, как правило, не приносили издателям денег: хорошо, если отбивались «в ноль». Книжки с тиражами в 2500 экз., я подозреваю, уже в планы закладывались как убыточные. Изначальная нерентабельность книги подталкивала к мыслям о снижении расходов, и издатель экономил на том, на чем экономить точно не следовало: на литредактуре, корректуре и, в случае с зарубежной литературой, на переводе.

Образовался порочный круг: снижение тиража означает снижение рентабельности, оно означает сокращение затрат, оно означает падение качества, которое - бинго! - в перспективе опять ведет к снижению тиража, потому что дрянной литературный продукт читателю не нужен.

Тут у непосвященного должен возникнуть вопрос. Если полки магазинов ломятся от фантастики с мелкими тиражами, и вся она заведомо убыточна, то на чем издательства зарабатывают деньги? А деньги они зарабатывают, по большей части, на брендах. «Эксмо» - на Панове, Головачеве, Перумове и Пратчетте, АСТ - на Лукьяненко, Васильеве и Зориче, «Альфа-книга» - на Пехове, Белянине и Злотникове, «Азбука» - на Семёновой и т.п., эти имена вы прекрасно знаете. И эти имена окупают сотни книжек с 3-тысячными тиражами, которые издаются ради ассортимента.

Повод к изданию плохой книжки маленьким тиражом может быть вообще смешным. Например, надо что-то поставить в старую серию, чтобы поддержать ее существование. Или еще веселее: на принадлежащей издательству типографии образовалось производственное «окно», а на складе залежалось какое-то количество старой газетной бумаги - и никому не нужная книжка идет в печать, решая две проблемы одним махом. О том, как с такой книжки заработать деньги на продаже, издательство даже не задумывается.

Но вот наконец пришел глобальный кризис, с которого я начал заметку. Кто-то рассказывает байки про популярность эскапистской литературы в Эпоху Рецессии («Голливуд порожден Великой Депрессией» и т.д.). Нет, господа, тиражи расти не будут. Покупать книги станут меньше. Некоторым крупным книготорговцам уже плохо. И издательства со временем растеряют жирок, накопленный за успешные годы, а ведь именно за счет этого жирка издавалась лавина 3-тысячной фантастики.

Что нас ждет? Вот мой прогноз. Издательства задумаются о читателе, а не об ассортименте. Отбор текстов по качеству станет строже, и сетература не станет перетекать в макулатуру. По крайней мере, поток сильно сузится. Гонорары, уже упавшие до 15000 руб., могут еще снизиться. Опубликоваться для начинающего автора станет намного труднее, сложнее будет зарабатывать деньги писательским трудом. Закроются одиозные серии, в которых печатались самые жуткие тексты, типа «Заклятых миров». Новых книг станет меньше, гонка наименований должна закончиться.

Зато будут плюсы для читателя. Книги могут подешеветь. Ведь, во-первых, всё производство, от автора до бумаги и типографии - оно наше, российское, от курса валют не зависящее. Во-вторых, розница перестанет наглеть и брать с издателей деньги за попадание на полки (хотя для книжного бизнеса это не слишком актуальный фактор). А главный плюс я уже назвал - должен вырасти средний уровень качества. Писать не станут лучше, но будут тщательнее отбирать, аккуратнее редактировать. Да и ориентироваться в опубликованном станет легче благодаря сокращению ассортимента.
Tags: литература, прогнозы
Subscribe

  • Бытовой реализм вымышленного мира

    Читаю про разработку компьютерных игр в студии Lucasfilm Games и, в частности, про Хэла Барвуда, который был сценаристом и продюсером почти всех игр…

  • Ролевые приключения как худлит

    Задумался, можно ли считать художественной литературой приключенческие модули для настольных ролевых игр. В пьесах, написанных для театра / кино,…

  • Посмотренное, прочитанное и сыгранное в 2020

    За год я посмотрел 1328 полнометражных фильмов, 14 короткометражек и 441 эпизод телесериалов. В пересчёте «2 короткометражки или телесерии за 1…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 196 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Бытовой реализм вымышленного мира

    Читаю про разработку компьютерных игр в студии Lucasfilm Games и, в частности, про Хэла Барвуда, который был сценаристом и продюсером почти всех игр…

  • Ролевые приключения как худлит

    Задумался, можно ли считать художественной литературой приключенческие модули для настольных ролевых игр. В пьесах, написанных для театра / кино,…

  • Посмотренное, прочитанное и сыгранное в 2020

    За год я посмотрел 1328 полнометражных фильмов, 14 короткометражек и 441 эпизод телесериалов. В пересчёте «2 короткометражки или телесерии за 1…