Николай Пегасов (pegasoff) wrote,
Николай Пегасов
pegasoff

Categories:

МТА вне закона, или Подростковые комплексы фантастов

Когда я был главным редактором «Мира фантастики», я читал много приходящего «самотёка» (фантастических рассказов), особенно в первые годы существования журнала. За пару лет чтения/отбора у меня сложилось более-менее четкое представление о том, что и как пишут наши молодые талантливые авторы (МТА). В «самотёке» нетрудно уловить основные тенденции, которые навевают тоску и грусть на литературного критика. В одной заметке обо всём не расскажу, так что начну с чего-то одного. Поговорим о подростковых комплексах, которые МТА старательно выплескивают при помощи клавиатуры.

Эти комплексы можно выразить разными способами, веселее всего, конечно, читать о сексуальных опытах фантастических героев. Но для простоты я разберу проблему на примере одной, самой популярной темы: романтизация преступников. Наемные убийцы, воры всех разновидностей, мошенники заполонили страницы не только рассказов, но и увесистых романов.

Если бы меня звали Зигмундом, я бы сказал, что в образе хладнокровного профессионального убийцы МТА хочет видеть себя, любимого. В поступках персонажа спрятана агрессия автора, слабого человека, который не мог постоять за себя, начиная с детского сада, и не умеет бороться с жизненными обстоятельствами в зрелые годы. Те же герои, которых уничтожает убийца - это отражения придирчивой учительницы, занудного препода, трамвайного хама, подлого коллеги, шумного соседа и девочки (мальчика), которая не дала. Ну вы поняли: жаль, что меня зовут не Зигмундом.

Образ главгероя-преступника у МТА никогда не бывает цельным. Обычно он ведет себя как романтик, а внутренние монологи слеплены из соплей. При этом он любит вспоминать, как «завалил» группу обидевших его стражников (орков, подростков), причем его ответ в разы кровавей и агрессивней, чем полученное оскорбление. Мир МТА и его героя эгоцентричен и должен подчиняться личному кодексу «понятий»: добро - это то, что ему приятно; зло - то, что неприятно. Спасти девственницу из лап тролля - приятно, следовательно, совершается добро и т.д.

У МТА главгерой-преступник всегда Робин Гуд, а не Аль Капоне. Психология настоящего преступного мира МТА неизвестна, но не потому, что он «не участвовал» (не дай бог кому), а потому, что читал не те книжки. Я сам не специалист и не Гоблин, но могу порекомендовать «Очерки преступного мира» Шаламова, «Один год» Германа, «Эру милосердия» Вайнеров, а из более современного - «Антикиллер» Корецкого (без дураков, это отличное исследование постперестроечного бандитизма; Корецкий - это наш Марио Пьюзо). Идеализированные преступники у МТА не ругаются матом, не ведут беспорядочную половую жизнь и не потребляют наркотические средства.

Понятно, что МТА быстро упирается в проблему психологической недостоверности. Главгерой - «в законе вор», порешил сотню человек, готов порешить еще сотню, а на душе - сплошная доброта. Обычно решение радикально: главгерой лишается биографии. Читателю доступны лишь крошечные фрагменты мозаики, составляющей жизнь персонажа. Сирота, у него убили любимую девочку (мальчика), воспитание дал отшельник или мудрый глава воровской гильдии (тоже добрый внутри) - больше не знаем о нем ничего. Как выросло то, что выросло? Нет ответа.

Подростковые комплексы - только одна из причин, по которой литература МТА инфантильна. Про другие - в следующий раз.

P.S. Неоднократно мои знакомые (даже не МТА) просили глянуть собственный фантастический опус и высказать мнение. Вне зависимости от выбранного направления (фэнтези, НФ, киберпанк и т.п.), в подавляющем большинстве случаев главгероями были наемные убийцы.
Tags: литература
Subscribe

  • Герои и антигерои Оттепели

    Хотел сделать заметку о том, что в нынешнее время самое занимательное чтение — это не только не художественная литература, но вообще не книги. Но…

  • Научные зомби

    Когда я слышу про очередную «научную фантастику о зомби», я резко вспоминаю, что пока ещё ни разу не встречал научной фантастики с зомби, поскольку…

  • Пока ещё не Вторая мировая

    В июле 1937 года началась война между Японской Империей, её марионеточными союзниками и Китайской Республикой. Но это пока не Вторая мировая война.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Герои и антигерои Оттепели

    Хотел сделать заметку о том, что в нынешнее время самое занимательное чтение — это не только не художественная литература, но вообще не книги. Но…

  • Научные зомби

    Когда я слышу про очередную «научную фантастику о зомби», я резко вспоминаю, что пока ещё ни разу не встречал научной фантастики с зомби, поскольку…

  • Пока ещё не Вторая мировая

    В июле 1937 года началась война между Японской Империей, её марионеточными союзниками и Китайской Республикой. Но это пока не Вторая мировая война.…